находился в Москве на ул. Никольской в Китай-городе, рядом с Заиконоспасским в честь Нерукотворного образа Спасителя мужским монастырем, напротив московского в честь Богоявления мужского монастыря. В разные исторические периоды М. Г. м. именовался «Никола Старый», «Никола Большая Глава», «что на Крещатике», «у Крестного целования» (в монастырском храме, т. о., обычно приводили к присяге), «за Иконным рядом», «у большого Креста».
Точное время и обстоятельства основания М. Г. м. неизвестны. Впервые упоминается в летописях в рассказе о торжественной встрече за городом вел. кн. Московским и Владимирским Василием I Димитриевичем митр. всея Руси свт. Киприана со свитой, прибывшего из Киева в марте 1390 г. Затем все «поидоша в град Москву», где митрополит «облечеся у Николы у Старого», и далее он проследовал в Успенский собор Московского Кремля (Рогожский летописец // ПСРЛ. Т. 15. Стб. 158; Шахова. 2005. С. 96-97; Она же. 2015. С. 335-336). Однако нек-рые исследователи отождествляли «Николу Старого» с Перервинским во имя святителя Николая Чудотворца монастырем.
Сведений о мон-ре XV-XVI вв. сохранилось мало. В марте 1401 г. Новгородский архиеп. Иоанн (Стухин), прибывший «о святительских делех» по приглашению митр. Киприана в Москву, был задержан и заточен на 3 года и 6 месяцев в «манастыре у Николы Старого» (ПСРЛ. Т. 25. С. 233). В Новгородской V летописи и в Летописи Авраамки приводится более пространный рассказ о задержании в Москве архиеп. Иоанна по воле митр. Киприана и об освобождении его по распоряжению вел. кн. Василия Димитриевича (Там же. Т. 4. С. 144; Т. 16. Стб. 147-148). Этот факт свидетельствует о тесной связи обители с митрополичьей кафедрой.
В 1472 г., во время пожара в Кремле, в обители укрывался митр. Московский и всея Руси Филипп I. В 1522 г., когда на Москву напали татары, некая слепая инокиня рассказала настоятелю М. Г. м. игум. Давиду о чудесном видении - предстательстве «Собора святительска» и др. рус. святых, защитивших город (Там же. Т. 13. Стб. 39-41).
До 1531 г. в келье-мастерской М. Г. м. работал известный книгописец и каллиграф М. Я. Медоварцев. Согласно Житию митр. Московского и всея Руси свт. Филиппа II (Колычева), в 1568 г. по повелению царя Иоанна IV Васильевича он был заточен «во обитель святаго Николы, нарицаемаго Старого».
В 1556 г. грамотой царя Иоанна IV Васильевича М. Г. м. был предоставлен для временного проживания монахам афонского мон-ря Хиландар (Россия и греч. мир. 2004. С. 199-203). Нек-рые исследователи ошибочно полагали, что мон-рь не только служил Хиландарским подворьем, но и был основан в год передачи хиландарским монахам (Шахова. 2005. С. 96).
В 1652 г. прибывший в Россию из афонского Иверского монастыря архим. Климентий (Клим) привез патриарху Московскому и всея Руси Никону икону Божией Матери «Одигитрия» (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1652 г. Д. 35. Л. 2). Архим. Климентий просил царя Алексея Михайловича пожаловать приезжающих с Афона монахов «на Москве монастырем на прибег моления греческих властей и прочих мирских людей». Исследователи относили передачу М. Г. м. ивиритам к 1653 г. (Каптерев. 1914. С. 385) или к 1654 г. (Шахова. 2015. С. 336-337). По-видимому, расхождение в датировке произошло из-за разного истолкования даты, указанной в челобитной архим. Дионисия Грека 1669 г., в которой он писал: «В прошлом, государь, во 162-м году (т. е. в 1653/54. Авт.) пожаловал ты, великий государь, нас, богомольцов своих, Никольской монастырь быть нашим, Иверского монастыря, в подворье и держать нам в церковь службу Божию на греческой язык ради приезжих архиере[ев] и протчих греческих властей, и по се время нам, богомольцам твоим, твоей, великого государя, жалованной грамоты не дано» (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1669 г. Д. 13. Л. 1). Однако не исключено, что уже в кон. 1652 г. повелением царя мон-рь свт. Николая Чудотворца «Большая Глава» был передан в качестве подворья Иверскому монастырю (Там же. Оп. 1. 1652 г. Д. 35. Л. 18, 20; Фонкич. 2004. С. 8). Впрочем, в это время статус М. Г. м. оставался неясным, а греч. насельники были немногочисленны (Фонкич. 2004. С. 8; Ченцова. 2010. С. 246-247). В 1654 г. в мон-ре было разрешено служить иверскому архимандриту с братией (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. Д. 13. Л. 2-4).
В июне 1655 г., возможно на смену иверскому архим. Климентию, в Москву прибыл архим. Дионисий Грек, к-рого сопровождали келарь Иосиф, иером. Симеон, 2 диакона, старцы Анфим, Иоаким и Евгений, «архимарич брат белец Дмитрей Лазарев, племянник Кирило Иванов, да слушка монастырской Мишка Степанов, толмач Федька» (Там же. Д. 22. Л. 1-2, 31). Ивириты привезли частицы мощей святых, а также рукописные и печатные книги, необходимые для книжной справы, осуществляемой в ходе церковных реформ патриарха Московского и всея Руси Никона. Архим. Дионисий передал в Посольский приказ письмо братии, в котором высказывалась благодарность московскому царю в связи с полученной ими вестью, что «даровали нам, своим рабом, Божественное дарование, сиречь един честный монастырь, в пресветлом твоим в царствующим граде в прибежище и упокоение» (Там же. Л. 5-6). В 1669 г. Дионисий писал в челобитной, что в мон-ре были получены из Москвы грамоты, «и в те грамоты написано, что пожаловал нас великий государь на Москве един монастырь в подворье нашему монастырю, и чтоб послали из нашего монастыря к Москве в Никольской монастырь архимандрита с попами и з дьяконы и с ыною братьею, чтобы держали в Никольском монастыре в церкви службу Божию на греческой язык. И тогда по те грамоты приехал архимандрит Деонисий с попами и з дьяконы и с протчими братьями всех дванадесять человек во 163-м году, а государева жаловальная грамота о том нам не дана и по се число» (Там же. Д. 13. Л. 6-6а).
Заняв место архим. Климентия, Дионисий начал активно обустраивать М. Г. м., постройки к-рого нуждались в восстановлении после пожара в соседнем Печатном дворе. В качестве архимандрита М. Г. м. Дионисий прожил в Москве неск. сроков. В 1661 г. ему на смену прибыл архим. Исаакий с братией (Там же. Д. 10), однако о. Дионисий продолжал жить в М. Г. м.: занимался книжной справой, принимал активное участие в международной дипломатии и московских церковных делах.
В XVII в. в М. Г. м. проживали и сербские священнослужители. Так, 20 апр. 1654 г. царь Алексей Михайлович принимал в обители серб. архимандритов, прибывших в Россию «за милостынею». В окт. 1661 г. в Москву приехал митр. Вршацкий Феодосий, к-рый в дек. 1663 г. в челобитной царю Алексею Михайловичу писал: «По твоему государеву указу велено мне жить в Никольском монастыре у грек. И жил я, государь, в древяных кельях, и ис тех меня келей перевели в каменные». Митр. Феодосий просил государя способствовать устроению в келье новой печи вместо прежней, к-рая «развалилась». В февр. 1666 г. в М. Г. м. проживал серб. игум. Спиридон с братией (Москва - Сербия. Белград - Россия: Сб. док-тов и мат-лов. М.; Белград, 2009. Т. 1: Общественно-полит. связи XVI-XVIII вв. С. 306, 312, 460).
В 1666 г. патриарх Александрийский Паисий с собором духовенства в М. Г. м. возглавил отпевание Ксении, жены боярина И. Д. Милославского (ДАИ. Т. 5. № 26. С. 142).
Братия Иверского мон-ря попросила царя отпустить архим. Дионисия на Афон, поскольку без него невозможно было разобраться в целом ряде тяжб по поводу монастырских владений и долгов (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1667 г. Д. 11). Однако Дионисий оставался в М. Г. м. еще неск. лет; перед отъездом он подал царю челобитную, в к-рой перечислил свои заслуги и попросил вознаграждения (Там же. Оп. 1. 1669 г. Д. 13, 25). В ответ 19 мая 1669 г. царь Алексей Михайлович дал Иверскому мон-рю грамоту, в к-рой говорилось, что он жалует афонским монахам в Москве «Никольской монастырь за Иконным рядом, для отправления службы Божии владеть и в нем жить, а приезжать им в наше царского величества Российское царствие в четвертой год четырем человеком старцом да слушке» (СГГД. Т. 4. № 68. С. 248-249; РГАДА. Ф. 52. Оп. 4. Д. 56. Л. 1). Несмотря на оговоренный в грамоте срок в 4 года, в документах встречаются указания и иной периодичности перемены братии М. Г. м.- «в 7-й и в 8-й год» (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1683 г. Д. 11. Л. 2, 9; Тимошина. 2015. С. 97-98).
Монастырь поступил в ведомство Посольского приказа, из к-рого приезжавшей иверской братии выплачивалось кормовое жалованье. Афонским монахам запрещалось привозить для продажи иноземные товары, но иноки в то же время освобождались от уплаты казенных податей и сборов. В XVII - нач. XVIII в. в М. Г. м. регулярно останавливались греч. купцы, находившиеся в Москве по торговым делам, среди к-рых важную роль играли греки - жители Нежина. В 1739 г. по указу имп. Анны Иоанновны светским «бельцам» запрещалось проживать в обители или брать внаем монастырские постройки. Настойчивые ходатайства монастырских властей позволили братии добиться разрешения оставить в собственности М. Г. м. существовавшие вне его стен 3 лавки, а получаемый с них доход употреблять «на церковное строение». Несмотря на то что из Коллегии экономии «на пропитание» монахам выделялась ежегодная субсидия 500 р., эти меры привели к сокращению доходов М. Г. м., снижению статуса мон-ря как «подворья» и ограничению его деятельности (Шахова. 2015. С. 339-340, 344-345).
Посетивший Москву в нач. 70-х гг. XVII в. Яков Рейтенфельс отмечал в Китай-городе «Греческий двор, уступающий, впрочем, несколько, пожалуй, Греческому подворью в Риме» (Рейтенфельс Я. Сказания о Московии // Утверждение династии. М., 1997. С. 306).
Согласно «Росписи жалованья, получаемого священно- и церковнослужителями» Москвы, в 1677 г. М. Г. м. были выданы «годовые руги, понахидных и молебных денег»: архимандриту - 6 р., иеромонаху - 3 р., диакону - 2 р., просвирнику - 20 алтын 3 деньги (ДАИ. Т. 9. № 107. С. 319). Большое количество документов о получении братией содержания от русских властей сохранилось в архиве Посольского приказа.
В 1685 г. мон-рю была пожалована вотчина с. Алешкина Московского у., где располагались небольшой монастырский двор и дер. Бутаково с 9 крестьянскими дворами и пашней в 95 четв. (РГАДА. Ф. 248. Кн. 530. Л. 522 об.; ОДБМЮ. Т. 2. С. 81). В 1668 г. М. Г. м. передали небольшой мон-рь «на Убогих домах» за Сретенскими воротами с 15 дес. пашенной земли, к-рая сдавалась внаем. К 30-м гг. XVIII в. за обителью накопились недоимки 562 р. Указом имп. Анны Иоанновны от 7 нояб. 1739 г. оброчная земля была отобрана у обители, недоимка снята.
Москвичи продолжали считать М. Г. м. своим приходским храмом и хоронить здесь умерших, а также делать вклады, не рассчитывая на то, что они будут рассматриваться как пожертвования в афонский Иверский мон-рь, что порой вызывало конфликты с братией. Т. о., «греческий» мон-рь, находившийся под управлением греческих настоятелей, являлся в то же время правопреемником «московского» мон-ря в юрисдикции Патриаршего казенного приказа и «составной частью Московской епархии, подчинявшейся непосредственно Патриарху» (Тимошина. 2015. С. 123). Двойственная подведомственность М. Г. м. сохранялась и в XVIII в., когда он одновременно подчинялся Коллегии иностранных дел и Московской синодальной канцелярии (Шахова. 2015. С. 339).
В 1706 г. архимандритам М. Г. м. было разрешено служить в митре; это право предоставлялось архимандритам русских первостепенных мон-рей. В 1711 г. имп. Петр I пожертвовал землю рядом с мон-рем молдав. господарю кн. Дмитрию Кантемиру, вынужденному эмигрировать в Россию. В значительной мере на средства Кантемира и его сыновей сформировался новый ансамбль мон-ря, был возведен собор. В 1736 г. дерптским купцом Саввой Гауром у здания Печатного двора были построены монастырские кельи (разобраны в нач. XIX в.).
По штатам 1764 г., М. Г. м. стал второклассным и в степенном порядке занимал 24-е место; из казны мон-рю отпускалось 1311 р. В 1800 г. имп. Павел I пожаловал обители землю в Клинском у., при дер. Игнатово, мельницу в Звенигородском у. и озеро в Рузском у.
17 июля 1766 г. М. Г. м. поступил в ведение Синода. В 1768 г. в обитель было разрешено принимать монашествующих из великорусских мон-рей. В апр. 1775 г. по просьбе архиеп. Московского и Калужского Платона (Левшина) М. Г. м. был переведен из ведомства Синодальной конторы в епархиальное, а с 1892 г. вновь возвращен в ведомство Синода. Зависимость мон-ря от Синодальной конторы заключалась в том, что при необходимости настоятель обращался за содействием в контору. Однако решение всех текущих вопросов зависело от начальства Иверского мон-ря, подчинявшегося в свою очередь патриарху К-польскому. Обитель находилась на содержании гос. казны. В нач. XX в. М. Г. м. был подведомствен епископам Дмитровским, викариям Московской епархии.
В 1812 г. франц. войска разграбили имущество мон-ря. Настоятель (1807-1812) архим. Косма с 4 иноками «претерпели много издевательств и унижений от французов, исполняли тяжелые и непосильные поручения». После изгнания оккупантов на восстановление обители правительство выделило 5,3 тыс. р., в 1814 г. настоятель архим. Кирилл привез с Афона серебряные сосуды и Евангелие.
В XIX в. М. Г. м. оставался центром греч. колонии Москвы. 27 мая 1883 г. обитель посетила греч. кор. Ольга Константиновна. Мон-рь долгое время служил своеобразным подворьем приезжавших в Москву по разным делам греческих, а иногда и грузинских, сербских, румынских архиереев и архимандритов. Случалось, в мон-ре одновременно проживали до 3 митрополитов и до 5 архимандритов. До 1917-1918 гг. настоятель М. Г. м. считался в России эпитропом, или поверенным, всех афонских обителей, через него посылали пожертвования в мон-ри и скиты Св. Горы. В кельях мон-ря снимал жилье грек З. П. Зосима († 1827), купец, меценат и коллекционер (Малиновский. 1992. С. 93).
В 1892-1895 гг. в связи с расширением Никольской ул. территория, занимаемая М. Г. м., сократилась, и в кон. XIX в. он наряду с Заиконоспасским мон-рем стал самым маленьким по площади среди московских обителей.
На рубеже XIX и ХХ вв., при деятельном архим. Герасиме (Папазафиропуло), в М. Г. м. разобрали все строения, стоявшие по периметру двора и выходившие на Никольскую ул., включая колокольню. В 1895-1901 гг. было сооружено огромное, увенчанное колоколенкой 3-этажное здание (по проекту архитекторов Г. А. Кайзера, К. Ф. Буссе) в русско-визант. стиле, в к-ром устроили часовню; часть помещений сдавали в аренду под торговые заведения (Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е - 1917 гг.): Иллюстр. биогр. слов. М., 1998. С. 43, 123). У китайгородской стены архит. Буссе был сооружен 3-этажный келейный корпус.
К 1907 г. в М. Г. м. проживали архимандрит, 2 иеромонаха, иеродиакон, монах и послушник. В нач. 20-х гг. XX в. мон-рь был закрыт, все жилые и хозяйственные помещения заняты учреждениями и приспособлены под коммунальное жилье. Монастырский собор был действующим до 1932 г., служба в нем совершалась на греч. языке. Храм был закрыт по постановлению Моссовета в ответ на инициативу об-ва «Знания - массам», в 1934-1935 гг. разрушен. Приходская община перешла в храм прп. Сергия Радонежского в Крапивниках, ранее принадлежавший К-польскому подворью.
Ансамбль обители (каре зданий) уцелел и используется под офисы, магазины, учебные заведения. Через ранее закрытый монастырский двор в 20-30-х гг. XX в. был прорублен проход с Театральной пл. на ул. Никольскую. В 2004 г. приходу возрождавшегося Заиконоспасского мон-ря передали несколько помещений в бывшем монастырском корпусе по ул. Никольской. На сохранившейся звоннице корпуса установлен 8-конечный крест, в 2015 г. в этом здании открыто Подворье Заиконоспасского мон-ря в Китай-городе.
Во время пожара 19 мая 1564 г. в М. Г. м. сгорели 2 деревянные церкви и 8 келий (РИБ. Т. 3. С. 224). Вскоре мон-рь был восстановлен, и к сер. 30-х гг. XVII в. каменный храм свт. Николая Чудотворца имел придел во имя святых Гурия, Самона и Авива. В книгах выдачи ладана из государевой казны мон-рь «Николы Старого что позади Иконного ряду» упомянут под 7128 г. дважды: в дек. (1619) и в авг. (1620) (Павлович Г. А. Храмы средневек. Москвы по записям Ладанных книг: (Опыт справ.-указ.) // Сакральная топография средневек. города / Ред.-сост.: А. Л. Баталов, Л. А. Беляев. М., 1998. С. 159). Во 2-й пол. XVII в. в М. Г. м. находились также храм равноапостольных Константина и Елены и часовня свт. Николая Чудотворца. К 1661 г. мон-рь расширил свои владения за счет участка земли Заиконоспасского мон-ря, «что взята у них после пожару» и где были построены каменные кельи. Также для хозяйственных нужд и в качестве келий использовались 14 «печур» в каменной стене Китай-города.
В нач. XVIII в. старый храм «святого Николая, что называется Старыя Большия главы» «от престарелости и горелости» был разобран, и на его месте с 1718 г. возводился 2-этажный собор с нижней ц. во имя свт. Николая Чудотворца и верхней - в честь Иверской иконы Божией Матери (освящена 18 сент. 1735 (1736?)), впосл. переосвященной в честь Успения Пресв. Богородицы. В 1760-1763 гг. в нижней Никольской ц. на средства купца А. Д. Кондикова в память об отце был пристроен придел во имя вмч. Димитрия Солунского (в 1812 разобран).
По легенде, к-рая приводилась в описаниях М. Г. м. XIX - нач. XX в., причиной сооружения верхнего храма был трагический случай в семье кн. Дмитрия Кантемира. Якобы 15 авг. 1734 г. в аварии на Никольской ул. погибла дочь князя, ехавшая в экипаже с отцом (М. Д. Кантемир скончалась в 1757 - см.: Московская энциклопедия. М., 2008. Т. 1. Кн. 2. С. 105-106). В 1795 г., когда обрушился верх собора, имп. Павел I выделил 15 тыс. р. на капитальный ремонт. Всего же на перестройку собора по проекту архит. М. Ф. Казакова было израсходовано ок. 30 тыс. р. Перестроенный храм украсили классическими портиками и куполом с люкарнами, увенчанным фонариком с крестом.
1 окт. 1775 г. в Никольском соборе состоялась хиротония архиеп. Славянского и Херсонского Евгения (Булгариса), к-рую в присутствии имп. Екатерины II Алексеевны возглавил Московский митр. Платон (Левшин). В соборе неоднократно совершал богослужения богослов архиеп. Астраханский и Ставропольский Никифор (Феотоки), в 1792-1800 гг. настоятельствовавший и пребывавший на покое в Даниловом во имя преподобного Даниила Столпника московском монастыре.
Никольский собор после внешнего и внутреннего ремонта в 1855-1856 гг. был освящен 4 дек. 1856 г. митр. Московским свт. Филаретом (Дроздовым). Церковное здание имело 2 света, фасады были украшены классическими колонными портиками. Высокий свод храма был скрыт куполом с 4 люкарнами и увенчан фонариком с крестом. В нижнем храме находился 2-ярусный резной вызолоченный иконостас, местный ряд к-рого занимали чтимые иконы Спасителя, ап. Иоанна Богослова, свт. Николая Чудотворца, Иверский образ Божией Матери в серебряных ризах. Живопись Никольской ц. поновлялась в 1894 г.
Верхняя Успенская ц. в 1856 г. была отремонтирована на средства московских греков В. М. Бостанджогло, А. Харитова, Стамерова и освящена 9 июня 1857 г. митр. Московским Филаретом. В храме находился 5-ярусный резной вызолоченный иконостас, в местном ряду к-рого помещалось 6 икон: Спасителя, свт. Николая Чудотворца, прп. Алексия, человека Божия, св. кн. Александра Невского, Иверская икона Божией Матери, образ Успения Пресв. Богородицы. Храм отремонтировали и расписали в 1896 г. Вход в верхний храм был с Никольской ул. по широкой каменной лестнице.
В память о поновлении собора в 1855-1856 гг. на внутренних стенах нижнего и верхнего храмов были укреплены мраморные доски с вырезанными соответствующими надписями на греч. языке. В соборе хранились ковчег с частицами мощей ап. Андрея Первозванного (часть стопы; привезена в 1879 с Афона архим. Кириллом), равноап. Марии Магдалины, мучениц Веры, Надежды и Любови, а также часть Животворящего Креста Господня. На сев. стене в соборе под стеклом находилась шитая золотом, украшенная драгоценными камнями плащаница - дар действительного статского советника Д. Е. Бенардаки, храмоздателя греч. посольского храма в С.-Петербурге.
Был сооружен в 1644 г., заново построен в 1767 г. в здании келий на средства кн. М. Д. Кантемира и освящен 21 мая 1770 г. архиеп. Московским Амвросием (Виноградским). В сер. XIX в. обветшал и был закрыт для богослужений в 1864 г., при постройке нового келейного корпуса в нач. ХХ в. окончательно разобран. В 1736 г. была возведена церковь в честь Иверской иконы Божией Матери, но уже в 1737 г., после Большого московского пожара, была упразднена.
В часовне святителя Николая Чудотворца (1646) находилась привезенная с Афона икона свт. Николая «греческого письма», богато украшенная драгоценными камнями и жемчугом, в позолоченной ризе. В XIX в. историк И. М. Снегирёв писал: «Набожные люди не проходят часовни Греческого монастыря, чтобы не зайти в нее помолиться Чудотворному образу святителя Николая. Эта молитвенная храмина напоминает нам старинный обычай никольских уличан ежедневно брать из нее огонь в сумерки, которым зажигали свечи и ночники в своих домах. Такой обычай сохранялся там до царствования Екатерины II». В кон. XIX в. часовня с иконой свт. Николая находилась слева от ворот на нижнем этаже 2-этажного дома, и над ней был надстроен ярус колокольни (XVIII в.). Когда на рубеже XIX и XX вв. строения и колокольня на Никольской ул. были разобраны, часовню перенесли в помещение верхнего этажа под звонницей нового монастырского корпуса. Сохранилось крыльцо часовни с Никольской ул., оформленное в рус. стиле, с витыми колоннами. В 2000-х гг. часовня свт. Николая восстановлена на старом месте. В 2017 г. получено благословение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на преобразование часовни на подворье Заиконоспасского мон-ря в домовый монастырский храм свт. Николая.
Известны имена только 11 игуменов обители сер. XV - сер. XVII в. Первым в документах 14 мая 1453 г. упоминается игум. Константин (Кассиан). С 50-х гг. XVII в. мон-рь поступил под управление архимандритов, к-рых избирали из братии афонского Иверского мон-ря, утверждали К-польские патриархи. В описании обители 1900 г. приводятся краткие сведения о 32 архимандритах, направленных из Иверского мон-ря (см. также: Список настоятелей Моск. Николаевского греч. мон-ря со времени передачи его во владение Афонского Иверского: (Пер. с греч.) // ЧОИДР. 1884. Кн. 4. Отд. 1. С. 20-24; Шахова. 2015. С. 346; Тимошина. 2015. С. 102-103). Известен настоятель (1655-1661) архим. Дионисий, «валах» (впосл. митрополит Угро-Влахийский). Архим. Герасим (Папазафиропуло), при к-ром в М. Г. м. проводились значительные перестройки, известен и тем, что в период русско-тур. войны (1877-1878) оказывал большую помощь русской армии, доставляя ей в течение 5 месяцев провиант и фураж.
Богослужения в М. Г. м. совершались на греч. языке, за исключением всенощных бдений перед воскресными и праздничными днями и литургий в эти дни, к-рые совершались на славянском и греческом языках (священнодействующие иеромонах и иеродиакон служили на греч. языке, а клир пел на славянском). Такой порядок был установлен в 1855 г.
Нек-рые элементы богослужения, утвержденные в соответствии с уставами К-польской Церкви, отличались от традиции РПЦ: во время утрени Великой субботы, после обхода вокруг храма, плащаницу возлагали на св. престол; во время пасхальной утрени крестный ход вокруг храма не совершался, а по окончании полунощницы священнодействующие и прихожане со свечами и с хоругвями при пении стиха «Воскресение Твое, Христе Спасе» выходили из храма к приготовленному заранее у дверей аналою, и после возгласа диакона архимандрит или предстоятель читал 1-8-й стихи 28-й гл. Евангелия от Матфея. Затем начиналась утреня.
Некрополь мон-ря находился в нижнем Никольском храме и трапезной собора. Здесь были погребены боярин Петр Боборыкин († 1627), дьяк Феодор Апраксин († 1636), груз. митр. Епифаний († 1668), супруга царя Картли Кайхосро Багратиона-Мухранского Екатерина (Кетеван) Георгиевна († 1730), ген.-поручик Евфимий Владиславович († 1749), груз. ген. Парсадан Папунашвили (Папунов; † 1733), ген.-аншеф кн. С. Ф. Волконский († 1768), его дочь кнж. София († 1769), груз. кн. Панкратий Хаханович Давиташвили (Давидов; † 1724), стольник кн. Потап Давидов († 1718), его дочь кнж. Екатерина († 1724), кнг. С. Б. Давидова († 1733), кахетинский кн. Чолокашвили (Чолокаев; † 1744), митр. Меленкийский Кирилл († 1690), Д. Н. Кондиков († 1746), бывш. Охридский архиепископ, а затем Смоленский и Дорогобужский митр. Филофей († 1735), игумены мон-ря архимандриты Аверкий, Самуил, Киприан, Парфений, Григорий и Нафанаил.
Вероятно, в трапезной Никольской ц. находилось семейное погребение Кантемиров: главного храмоздателя кн. Дмитрия († 1723), его жены кнг. Александры, дочери кнг. Марии и сына - сатирика и дипломата Антиоха († 1744), племянника Д. А. При сносе собора в 1934 г. по инициативе проживавшего в Москве румына Иона Дическу предполагаемый прах Д. Кантемира был передан представителям румын. посольства и в оцинкованном гробу перевезен в румын. г. Яссы, где и перезахоронен (Цвиркун В. И. Легенда и реалии переноса останков Д. Кантемира из Москвы в Яссы // Ист. экспертиза. СПб., 2017. № 1. С. 96-107).
Со 2-й пол. XVIII в. скончавшихся архимандритов и иеромонахов обители хоронили на кладбище Данилова мон-ря. В 1893 г. при строительстве нового келейного корпуса были найдены останки рус. схим. Иннокентия, жившего в XVI в., которые перезахоронили за алтарем собора, и соорудили надгробие с надписью, отгороженное решеткой. Часть надгробий после сноса собора была передана в музей при Донской иконы Божией Матери московском монастыре.